Все статьи     |     Дверки с фигурными филенками

Ремонт

Ретушь дефектов древесины

Я занимаюсь реставрацией мебели более 25 лет, в течение которых исправляю ошибки, допущенные мной и другими мастерами. В этой статье хочу поделиться некоторыми приемами восстановления отделки. Многие из них применяю только на новой мебели, другими можно исправить ошибки, допущенные при изготовлении или при первоначальной отделке.

КРАТКИЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТОГО, ЧТО ПОНАДОБИТСЯ

Чтобы подобрать цвета для маскировки пятен, я пользовался за все время работы профессиональным отделочником только мелко размолотыми сухими пигментам, смешанными в быстросохнущую отделку. Преимущество сухих, инертных порошков в том, что они смешиваются с любой отделкой. Но из-за быстроты сушки я предпочитаю смешивать их с шеллаком. Если вы считаете, что шеллак сохнет слишком быстро, замените его медленно сохнущей отделкой (лаком или политурой), наносимой кистью.

Жидкие художественные акриловые краски можно купить в любом художественном салоне. Они легко наносятся маленькими тонкими кисточками по принципу ретуши. Анилиновые краски можно смешать с любыми отделками на водной основе, что делает их хорошими ретуширующими компонентами, не создающими никаких проблем с отделками, перекрывающими их. Кроме того, акриловые краски можно смешать с быстро сохнущим шеллаком, (Хотя нет специальных рекомендаций изготовителей, но при работе с этими красками у меня не было проблем.)

Для ретуширования не нужно много разноцветных красок. Понадобится необработанная и жженая умбра и необработанная и красновато-коричневая охра. Кроме них я использую черную, желтую и красную краски. Красная и желтая краски в основном используются с минеральными красками для их смягчения. Белой краской надо пользоваться умеренно, так как она непрозрачная. (В основном применяйте ее для маскировки темных зон, которые надо осветлить.)

Вам понадобятся, по крайней мере, две художественных кисточки — №1 и №4. Самая маленькая, №1, используется для подкрашивания волокон, а большая, №4, — для подкраски фона. Я предпочитаю кисточки из соболя, так как у них прекрасно держится кончик. Но бывают и очень хорошие кисточки из синтетики, основное преимущество которых — легкость чистки.

Ретуширование пятен от клея. После нанесения морилки на двери на месте оставшегося клея получилось светлое пятно. Чтобы избавиться от него, автор заретушировал это место смесью цветных пигментов с шеллаком, нанеся ее колонковой кисточкой.

1. Начинаем с цвета фона. Тонкой колонковой кисточкой №4 добавьте цветовой фон зоне с пятном клея.

2. Восстановление волокна. Самой тонкой кисточкой №1 с темной краской соедините линии волокон над дефектной зоной.

3. Ретуширование цветов. Если необходимо, то линию между дефектной зоной и ее окружением отретушируйте красителем под фон.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РЕТУШИРОВАНИЯ

В основном при ретушировании вам придется осветлять темные места или затемнять светлые. Умеренные и слишком светлые дефекты исправить проще всего и поэтому я начну с них.

Пятна от клея. Несмотря на все усилия на изделии могут быть места, где вы не сможете избавиться от излишков клея или следов зачистки выдавленного клея. Если вы не заметите это место до того, как высохнет морилка, несколько операций приведут эту зону в соответствие с остальной поверхностью детали (фото 2). Прежде всего выберите пигмент, грубо соответствующий фону зоны окружения пятна, и в бумажном стаканчике смешайте его со светлым безвосковым шеллаком. Воспользуйтесь его стенками как палитрой и кисточкой №4 нанесите краску на светлое место.

Затем кисточкой №1 проведите тонкие линии, имитирующие волокно древесины. Если глаз еще задерживается на светлой зоне, вернитесь к краске фона и кисточке №4 и обесцветьте краску в темной окружающей зоне. Задача — размыть резкую границу между темной и светлой зонами.

Маскировка шпаклевок. Если надо использовать шпаклевку для заделки отверстия или другого дефекта, я не беспокоюсь о том, чтобы она подходила под цвет дерева. Вместо этого я использую шпаклевку только естественного цвета, которую смешиваю во время покрытия морилкой или нанесения первого слоя отделки. Нанесите один слой светлого шеллака, чтобы выявить цвет древесины. Учтите, вишня со временем темнеет, а пигмент нет, поэтому используйте краску, которая первоначально темнее окружающей древесины. (В основном при смешивании пигмента бывают отклонения в сторону темного оттенка.)

Ретуширование сквозной зачистки. Типичная ошибка — зачистка отделки на ребрах изделия до голого дерева. Масло и другие впитывающиеся отделки легко восстанавливаются, так как их можно просто нанести еще раз. Но на мореной поверхности или покрытой прозрачным покрытием с образованием пленки надо добавить краску.

Для этого смешайте соответствующую акриловую краску с прозрачной отделкой и краем кисточки покрасьте осветленное ребро (фотоЗ ).

Ретуширование темных зон. Если темная зона имеет дефект или шпаклевка покрыта слишком темной морилкой, отретушируйте окрашенную зону над ними. Обычно для имитации окружающей древесины необходимо использовать нескольких разных оттенков. Например, чтобы скрыть карман с заболонью в вишневой доске, для подбора пигментов начните с герметизации всей поверхности шеллаком. Не старайтесь отретушировать зону так, чтобы она смотрелась слишком точно с близкого расстояния. В идеале, кончиком кисточки №1 нанесите разноцветные точки на ремонтируемое место (фото 4). Если смотреть издали, они сольются и ремонтируемое место будет мало заметно.

4. Окраска потертых ребер. Типичная ошибка - зачистка покрытой морилкой детали до древесины. Для ремонта поврежденное место подкрасьте кисточкой с акриловой художественной краской.

Ретуширование темных зон. Темные места от дефектов древесины или шпаклевки, которые морилка делает слишком темными, должны быть закрыты и подогнаны по цвету к остальной поверхности

5. Цвет фона. Слегка прикоснувшись к поверхности кончиком кисточки, нанесите ряд точек, которые обеспечат незаметный переход.

6. Добавьте цвет. Самой тонкой кисточкой нанесите мелкие или вспомогательные точки, чтобы попасть под цвет окружающей древесины.

7. Смешайте цвета. Если капельная технология была плохо продумана, смешайте цвета несколькими легкими проходами кисточкой, смоченной шеллаком.

Спальня | Кровати | Кухня | Кабинет | Детская | Диван | Кресло | Гостиная | Шкафы | Стулья | Ванна